Печать

Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948)  – русский религиозно-политический мыслитель, автор концепции философии свободы и философии Нового средневековья. В середине прошлого века он семь раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
18 марта исполняется 150 лет со дня рождения Николая Бердяева. Человек, писавший о России, её судьбе, значении в мировой истории, всею душой неразрывно связанный с родиной, 26 лет прожил заграницей.

О своей жизни в переломное время он пишет в предисловии к своей философской автобиографии «Самопознание».  «Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей Родины, и для всего мира. На моих глазах рушились целые миры и возникали новые. Я мог наблюдать необычайную превратность человеческих судеб. Я видел трансформации, приспособления и измены людей, и это, может быть, было самое тяжёлое в жизни. Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть. Эпохи, столь наполненные событиями и изменениями, принято считать интересными и значительными, но это же эпохи несчастные и страдальческие для отдельных людей, для целых поколений. История не щадит человеческой личности и даже не замечает её. Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию её победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество моё не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я ещё не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании».

Человек, начавший общественную деятельность с марксистского кружка, позже ставший врагом большевиков, покинувший страну 29 сентября 1922 года на так называемом «философском пароходе», но выступивший на стороне СССР в 1941-м, за что в 1946 году ему возвращено советское гражданство, такой человек совершенно не похож на расхожий образ старичка с благообразной бородкой, который пишет о чем-то возвышенно-религиозном.

В своем самоописании он выводит на первый план совершенно другие черты: «я всегда был "анархистом" на духовной почве и "индивидуалистом"», «в моей натуре всегда был бунтарский и протестующий элемент». Это самоощущение плохо вяжется с его биографической канвой, но Бердяев в «Самопознании» снова и снова настаивает: мне неуютно и в профессорской шапочке, и в мантии почетного доктора Кембриджского университета, мне всегда претила необходимость подчиняться высшим и общим интересам, я никогда не мог вполне примкнуть ни к одному течению, я здесь чужой, я там чужой.

Наш рассказ о роли Бердяева в русской культуре стоит закончить словами биографа Ольги Волкогоновой: «Его духовная эволюция характерна для русского интеллигента-интеллектуала рубежа веков; в его творчестве нашли отзвук наиболее заметные и яркие идеи того удивительно богатого на таланты времени; он стал точкой пересечения различных художественных, философских, политических влияний Серебряного века русской культуры и периода послеоктябрьской эмиграции. „Одиночка“ Бердяев в каком-то смысле типичен, причем он оставил свой след и в марксистских кружках, и на „башне“ Вячеслава Иванова, и в эмигрантских изданиях и организациях. Без фигуры Николая Александровича просто невозможно представить панораму той эпохи, когда „плавились миры“. Вы будете натыкаться на упоминания о Бердяеве, на его письма, его характеристики, поступки — всюду».

Категория: Новости
274